Как создаётся образ современных китайских автомобилей: разговор с дизайнером

В марте текущего года «Ридус» одним из первых провёл тест-драйв большого премиального гибридного внедорожника ROX-01 от китайской компании ROX Motor, продажи которого начались в России в I квартале. Машина исполнена в виде последовательного гибрида, позволяющего существенно увеличить запас хода для классического электромобиля посредством включения в его схему бензинового генератора.

Последовательные гибриды быстро набирают популярность в секторе премиальных машин, что привлекает к ним всеобщее внимание. ROX-01 — не первый автомобиль подобного типа на наших тест-драйвах. Но, как отмечалось в обзоре, именно он удостоился нашего внутреннего титула автомобиля года.

Электрический внедорожник производит впечатление не только техническими данными, но и благодаря особому стилю, сочетающему брутальность, хай-тек и интеллектуальность. По сути, он открывает новую страницу в китайском автомобильном дизайне, означающую, что в Поднебесной окончательно сформировалась собственная дизайнерская школа, способная конкурировать с ведущими мировыми ателье.

Несмотря на то что облик ROX-01 создавался при участии всемирно известного итальянского дизайн-бюро Pininfarina, в его основе лежат идеи китайских дизайнеров.

«Ридусу» удалось встретиться и поговорить с Карлом Ксиа (Karl Xia) — молодым китайским дизайнером, создавшим тот самый образ ROX-01 в сотрудничестве с Pininfarina.

«Ридус»: Расскажите немного о себе и о том, как вы оказались в ROX Motor. Как получилось, что вы приняли участие в разработке первой модели компании — ROX-01, да ещё и вместе с легендарной Pininfarina?

Карл Ксиа: Меня зовут Карл. Я — китайский дизайнер, присоединившийся к компании ROX Motor в 2022 году. В то время будущий автоконцерн насчитывал примерно 350 человек, но при этом постоянно рос. Шаг за шагом мы продвигались к созданию первого автомобиля. Тогда же мы начали на профессиональном уровне сотрудничать с ведущим разработчиком автомобильного дизайна — компанией Pininfarina, чтобы создать собственный продукт.

Мы всегда исходили из целей и логики бизнеса, направленных на создание автомобиля, полностью удовлетворяющего всем запросам реального пользователя.

Если говорить непосредственно о процессе сотрудничества с Pininfarina, то мы постоянно улучшали уже имеющиеся наработки. Рассматривали множество предложений и сотни набросков по дизайну, чтобы попытаться уловить смысл процесса создания дизайна автомобиля.

При этом мы хотели бы выразить им благодарность. Используя свои ресурсы, специалисты Pininfarina активно помогли нам в создании нашего автомобиля за достаточно короткое время. По сути, мы прошли путь от эскиза до полноценных 5D-моделей. За это время мы совместно сделали то, о чём договаривались с нашим основателем. При этом получилось то, что вы видите.

«Ридус»: Чем вдохновлялись дизайнеры ROX-01, придавая машине столь жёсткие прямоугольные формы?

Карл Ксиа: В процессе разработки ROX-01 мы использовали все ресурсы Pininfarina. Не остались без внимания и советы нового директора, пришедшего из Rolls-Royce.

«Ридус»: Действительно, в дизайне машины витает лёгкий британский дух. В итоге что-то взято от Rolls-Royce? Или всё-таки нет? На первый взгляд, ничего нарочито роллсовского здесь не видно…

Карл: Нет, мы не пытались что-то копировать.

«Ридус»: А чем тогда вызван бросающийся в глаза «кубизм» в дизайне ROX-01? Почему автомобиль выглядит именно так?

Карл Ксиа: Думаю, вдохновение пришло из идей нашего основателя и Pininfarina. Мы хотели создать машину, в которой интеллигентная экспериментальность сочетается с брутальностью. Признаюсь, в начале у нас не было понятия о концепции. Но прошло время, и наш основатель дал нам множество идей, сравнивая популярные в Китае машины и классические Range Rover и Rolls-Royce.

Но при этом мы хотели создать машину, которая будет сочетать роскошь, интеллектуальность и универсальное пространство дома на колёсах. Это касается только внешнего вида. В целом же нашей целью было создание не просто большого и солидного, но и очень практичного автомобиля.

Как вы можете видеть, наш стиль строится на квадратных и кубических формах. Это тоже одна из причин, почему мы создали собственный стиль. Нас вдохновляло не просто что-то похожее из других автомобилей. Если посмотреть на стиль ROX-01 и даже на наш логотип, то здесь в основе видны строгие вертикальные и горизонтальные линии и очень «сильный» цилиндр. Это всё можно увидеть в дизайне данного автомобиля. Легче сравнить с английским стилем — например, Land Rover.

«Ридус»: Видимо, я прочитал ваши мысли о цилиндре. На меня произвёл большое впечатление именно этот единственный цилиндрический элемент — внешнее запасное колесо, вынесенное за пределы кузова. Оно добавляет брутальности слишком интеллектуальному автомобилю. С другой стороны, на том же Land Rover Discovery 3, с которым вы проводите явную параллель, его нет. Интеллектуал ROX-01 одновременно получается ещё и более брутальным, чем Land Rover? Чем вызвана идея выноса колеса? Кто её автор? Это ваша мысль? Или её подсказала Pininfarina?

Карл Ксиа: Очень хороший вопрос. Данный элемент дизайна является идеей нашего основателя.

«Ридус»: Как я понимаю, она вам понравилась?

Карл Ксиа: На этот вопрос можно ответить сразу с двух разных сторон.

Во-первых, мы считаем, что это дополнительный элемент дизайна, несколько выбивающийся из общего кубического стиля и разбавляющий его. Это отдельная деталь, которую следует рассматривать по-своему. Она не похожа на всю машину целиком, потому что вся машина выполнена в кубизме.

Во-вторых, с практической точки зрения это важный элемент безопасности. По сути, запасное колесо на задней двери является одним из основных элементов для поддержания безопасности в дальних путешествиях. Такая машина может использоваться для путешествий с семьёй, в том числе по пустыне и другим сложным местам. Любая демонстрация безопасности имеет здесь большое значение.

«Ридус»: Долгое время китайская автомобильная промышленность не могла похвастаться дизайном мирового уровня. Сегодня китайский автомобильный дизайн находится на уровне лидеров, а где-то даже превосходит его. Это связано с тем, что в Китай пришло много иностранных брендов вроде Volvo? Или это чисто китайская школа?

Карл Ксиа: Это тоже очень хороший вопрос. Сейчас я наглядно покажу, как мы создаём автомобили, и представлю свою работу как одного из членов нашей команды.

(Здесь Карл берёт бумагу с карандашом и начинает быстро набрасывать контуры автомобиля…)

Автомобиль имеет прямую линию крыши, она квадратная. При этом мы должны сохранить баланс, чтобы поместить спереди двигатель. Ещё надо помнить о расстоянии до поверхности земли. Это то, с чего базово начинается дизайн автомобиля. Потом мы переходим к строгим линиям. Это даёт шанс сделать усиленную конструкцию автомобиля. Очень важно, как это будет реализовано, учитывая запрос на высокие внедорожные качества машины.

Ещё лет десять назад китайский дизайнер должен был учиться всему этому у иностранных дизайнеров. Но сейчас мы шаг за шагом идём к тому, чтобы иметь собственные независимые дизайнерские компетенции. Это помогает нам не просто обрести независимость, но и впоследствии самостоятельно создавать современные автомобили.

Это трудный процесс, потому что мы перерабатываем большое количество информации, работая с иностранными дизайнерами. И мы платим за это большие деньги. Но наша индустрия сильна. У неё есть большая поддержка, поэтому мы имеем шанс заявить о себе, используя наработанный опыт. Это один из лучших способов реализовать наши цели.

При этом мы всё ещё продолжаем учиться. И даже сейчас мы пытаемся зайти на ранее неизвестные нам территории. Например, искусственный интеллект и прочие технологии.

«Ридус»: Вопрос, которым задаюсь лично я и многие коллеги. Почему китайские компании чаще предпочитают разрабатывать кроссоверы с шести- и семиместной посадкой, в которых третий ряд плохо доступен? Не лучше ли всё-таки не размывать границы классов и не пытаться растягивать кроссовер до минивэна?

Карл Ксиа: Возвращаюсь к началу нашего разговора. В соответствии с позицией руководителя и нашего основателя машина должна быть такой, в которую ты можешь взять всю семью и отправиться не просто в путешествие, а в очень дальнюю поездку.

«Ридус»: Для дальнего путешествия третий ряд не совсем удобен. Там мало места и довольно тесно. Может быть, имело бы смысл для дальнего путешествия всё-таки разрабатывать минивэн или какой-то другой тип автомобиля?

Карл Ксиа: Да, это очень хороший вопрос. Но я сказал бы по-другому. Применяются Unibody (цельный кузов), Monocoque и Unibody (монокок и цельный кузов). Обычно мы используем только монокок, и это очень неудобно. Но потом у нас появилась возможность создания цельного кузова. Мы действительно думали сделать минивэн, но поняли, что это будет не очень удобно для пользователей в России. Поэтому решили создать внедорожник, который будет ещё и комфортным, причём для всей семьи. Он позволит получать больше приятных ощущений.

«Ридус»: Мы довольно долго тестировали ROX-01, в ходе чего столкнулись с одним неудобным моментом. Если в дальнюю поездку отправляется семья или группа более чем из пяти человек, с ними едет определённое количество багажа. При разложенном третьем ряде кресел его практически невозможно поместить в эту очень большую машину. Что можете сказать по данному поводу?

Карл Ксиа: Для такой цели предусмотрен специально разработанный багажник на крышу. Для этого на ней установлены рейлинги. С багажником на крыше вы можете использовать машину по полной программе и перевозить много людей с багажом. В зависимости от комплектации ROX-01 предполагает разное количество сидений: пять, шесть и семь.

Сейчас семья в Китае может иметь двух детей. Китайское правительство помогает многодетным семьям и смягчает политику, чтобы детей было ещё больше. Поэтому семья у нас может состоять из четырёх, пяти и даже большего количества человек. Мы хотим, чтобы каждый пассажир из семьи мог путешествовать комфортно.

Поэтому мы разрабатываем самые разные варианты размещения людей в машине. Даже если все места будут заняты, каждый из пассажиров будет иметь доступ к элементам комфорта и системам развлечения во время поездки. Например, можно использовать большой экран посередине салона. Это облегчает поездку и позволяет занять детей во время путешествия.

«Ридус»: Китай становится мировым лидером в производстве электромобилей. На данный момент электромобили по дизайну достаточно похожи на обычные автомобили с ДВС. Как вы считаете, должны ли вообще электрические машины отличаться внешне от классических машин с ДВС?

Карл Ксиа: Считаете, что они должны выглядеть по-разному? Думаю, здесь можно выделить сразу несколько важных моментов.

Во-первых, если мы попытаемся создать что-то более агрессивное или необычное, то потеряем много клиентов. Люди настороженно относятся ко всему необычному. Это то, что касается дизайна.

В техническом плане мы хотим дать потребителям возможность осуществлять более длинные путешествия, чего не так просто добиться при использовании классического электромобиля. В этом случае мы тоже можем потерять достаточно большое количество потребителей. Поэтому мы прошли большой путь к созданию автомобилей с комбинированными силовыми установками и в разработке соответствующих технологий.

А ещё есть тип клиентов, которые хотят купить автомобиль, который заменит их старую машину.

При этом такие люди вполне могут хотеть использовать новые технологии, включая электрическую тягу. Но большинство из них вряд ли захочет, чтобы их машина выглядела как-то сильно иначе, чем предыдущая. Таким пользователям будет легче принять вид классического автомобиля, чем какого-то супертехнологичного, футуристического или агрессивного.

Данная машина разрабатывалась для пользователей с семьями, которые будут путешествовать на ней. Поэтому она выглядит очень стильной, но не агрессивной.

«Ридус»: А как будет выглядеть дизайн автомобиля будущего? Где-то лет через 10, 15 или 20? На чём будут сделаны основные акценты?

Карл Ксиа: Это непростой вопрос. Думаю, сегодняшний тренд состоит в том, чтобы дизайн автомобиля стал очень комплексным и охватывающим все его возможности. Большинство пользователей хочет следовать каким-то мейнстримам. А сегодняшний мейнстрим состоит в том, чтобы выбрать комплексный автомобиль, который будет удовлетворять владельца не только внешним видом, но и ценой, другими потребительскими параметрами.

Сейчас можно сказать, что становится всё сложнее предсказать новые тренды. Но я считаю, что комплексный дизайн будет самым востребованным.

Однако можно рассмотреть и другую сторону мейнстрима: мы всё равно следуем какому-то чувству простоты. Возможно, так будет продолжаться на протяжении 10–15 лет. При этом новый вызов может состоять в том, чтобы сочетать вот эту простоту с объёмным функционалом и технологичностью автомобиля. Дело в том, что часть будущей аудитории автомобилистов ещё растёт и только появляется. Поэтому даже блюстители классического стиля вроде Mercedes или Rolls-Royce пытаются добавлять в автомобили современные детали и технологичность.

Таким образом, я думаю, что главный тренд — это сохранение комплексности автомобилей.

«Ридус»: Что вы можете сказать о дизайне российских автомобилей, если так или иначе сталкивались с ними? Насколько они соответствуют своему времени?

Карл Ксиа: Мне кажется, что в этом смысле и русские, и китайцы достаточно мягкие, лояльные к нововведениям и стремятся к тому, чтобы их машины повышались в классе, в том числе и по дизайну. Кроме того, русские хорошо умеют объединяться. В будущем они будут создавать фабрики и строить свои автомобили.

Мне кажется, что китайские автомобильные заводы могут прийти в Россию, а наши дизайнеры объединятся с русскими специалистами, чтобы расти и постоянно улучшать будущие совместные автомобили.